Stratocaster vs. Superstrat: Эволюция Иконы
В мире электрических гитар нет имени более знакового, чем Fender Stratocaster. Его силуэт узнаваем также, как и звук. Но пройдитесь сегодня по любому гитарному форуму или загляните в рок-туры современных рок-гитаристов, и вы повсюду увидите термин «Superstrat». Это случай маркетинговой путаницы? Или закономерный шаг в эволюции инструмента?
Классика на все времена: Рождение Stratocaster

Представьте себе 1954 год. Лео Фендер, уже покоривший мир с Telecaster, представляет революционную новинку. Stratocaster был не просто очередной гитарой — это был прорыв.

Его ДНК — это:

Эргономика: Впервые корпус был контурным («катавейт») для удобства игры сидя и стоя. Телеcaster с его острыми углами на его фоне казался рубанком.
Тремоло-система: Рычаг (vibrato tailpiece), который позволял изменять высоту тона, добавляя экспрессии и вибрато. Легендарная система «synchronized tremolo».
Звук: Три сингла (single-coil). Именно они подарили миру тот самый квинтэссенциальный стратовский звук: колокольный, чистый, с прорезающим мид-диапазоном на второй позиции (положение датчика 2 и 4). Это звук Хендрикса, Клэптона, Марка Нопфлера.
Конструкция: Болтовое соединение грифа (bolt-on), кленовый гриф и корпус из ольхи или ясеня. Простота и ремонтопригодность как философия.

Stratocaster стал королем блюза, рок-н-ролла, фанка и поп-музыки. Но у его райского звука была и обратная сторона — характерный для синглов фон (гудение) и недостаточная агрессия для набирающего обороты хард-рока и метала 70-х и 80-х годов.
Superstrat
Ответ на вызов: Пришествие Superstrat

Музыка стала тяжелее, быстрее и громче. Гитаристам новой волны нужно было:
  • Больше gain'а и сустейна без лишнего шума.
  • Более радикальные возможности тремоло для дайв-бомб и визга.
  • Скоростные грифы для исполнения виртуозных пассажей.
Производители, в первую очередь японские (Ibanez, Yamaha, Charvel, Jackson), а затем и американские (включая самого Fender с серией HM), дали им ответ. Они не изобрели новую гитару с нуля. Они взяли за основу проверенную эргономику Stratocaster и модифицировали ее под новые требования.

Суперстрат — это не модель, а концепция: «страт на стероидах». Ярчайшие представители суперстратов: Ibanez RG и JEM (подписная модель Стива Вая), Jackson Soloist, Charvel San Dimas
Ключевые отличия от классического Stratocaster:
  • Звукосниматели
    Вместо трех синглов здесь почти всегда стоит хамбакер в бриджевой позиции. Именно он дает тот самый плотный, агрессивный, лишенный фона звук для риффов и скоростных соло. Часто встречаются конфигурации H-S-S или даже H-H.
  • Тремоло-система
    Классический «six-screw» бридж уступил место Floyd Rose или подобным системам с locking nut (замками на порожке). Это обеспечивало невероятную стабильность строя даже при самых бешеных эксплуатациях рычага и позволяло делать экстремальные приемы
  • Individual Approach
    Our company works according to the principle of individual approach to every client. This method allows us to achieve success in problems of all levels.
  • Гриф
    Он часто уже (более плоская радиус накладки, например, 16" вместо 7.25"-9.5" у vintage Strat) и тоньше, что упрощает технику легато и быструю игру. Материал — обычно клен или палисандр.
  • Мензура
    У многих суперстратов мензура (scale length) составляет 25.5 дюймов (как и у Strat), но есть и исключения. Однако главное — геометрия ориентирована на скорость
  • Электроника
    Нередко встречаются более сложные схемы с coil-split (расщепление хамбакера в сингл) для сохранения стратовского тембра в чистом звуке
Выбор между Stratocaster и Superstrat — это не вопрос «что лучше». Это вопрос философии и музыкальных задач

  • Выбирайте Fender Stratocaster, если вы ищете тот самый аутентичный, эмоциональный, «человеческий» звук. Для блюза, рок-н-ролла, фанка, поп-музыки, инди-рока. Это гитара с душой и историей, где даже ее «недостатки» (фон, ограниченный сустейн) являются частью уникального характера.
  • Выбирайте Superstrat, если ваша стихия — современный рок, метал, хард-рок, шред и все, что требует техничной, быстрой игры, экстремального использования тремоло и мощного, сжатого звука под высокий гейн. Это инструмент-боец, созданный для скорости, точности и агрессии.
Stratocaster — это икона, олицетворение золотого века гитары. Superstrat — ее законный и грозный наследник, рожденный для того, чтобы шуметь громче, играть быстрее и заглядывать в будущее. Оба навсегда изменили музыку.
Made on
Tilda